Коломна и Коломенский район | Справочная информация и городские новости

История

Коломна стояла у истоков российской государственности. На протяжении пяти веков была она важнейшим стратегическим пунктом на южных рубежах Московского княжества, ключом к окско-волжской водной системе.

Предшественником города было городище славян-вятичей, живших в YII - X веках на высоком берегу при впадении речки Коломенки в реку Москву. Сейчас это -сквер «Блюдечко» на территории кремля.

В 1177 году Коломна впервые упомянута в летописи как пограничная крепость Рязанского княжества, из-за которой рязанцы вели длительную борьбу с владимирскими князьями.

Выгодное географическое положение - в самом центре срединной русской земли, на перекрестке водных и сухопутных торговых путей - обусловило на долгие годы военно-стратегическое значение Коломны.

В результате возвышения Москвы, Коломна в 1301 году вошла в состав Московского княжества.

Коломна - традиционное место сбора русских войск перед военными походами в тревожную сторону юго-востока. 26 августа 1380 года великий князь Дмитрий Иванович устроил на Девичьем поле под Коломной смотр русских дружин перед походом на поле Куликово.

Летом 1472 года на берегу Оки Иван III собрал общерусское войско, чтобы преградить путь очередному золотоордынскому нашествию.

В 1547 году Иван Грозный привел в Коломну свои полки для похода на Казань.

Коломна

Важный стратегический пункт, Коломна была включена в систему обороны южных границ Московского княжества, что повлекло сооружение в 1525 - 1531 годах каменного кремля. Кремль в Коломне, построенный по образцу Московского, не уступал ему по размером, по красоте, по боевым качествам.

Перенос государственных границ в XYII веке на юг привел к утрате Коломной прежнего военно-стратегического значения. Город постепенно превращается в богатый торгово-ремесленный центр Московской земли, в посредника в торговых операциях Москвы и Петербурга с южными областями и западными рынками.

В 1708 году Коломна была приписана к Московской губернии, а в 1781 году она получила свой герб, который и сегодня является ее историческим и официальным символом.

Во второй половине XIX века начался новый этап развития Коломны. Толчком к нему послужило строительство Московско-Саратовской железной дороги и связанное с ней создание машиностроительного завода.

Рост промышленности в начале XX столетия перевел Коломну из разряда торгово-купеческих городов в разряд промышленных.

Потерявший в годы революции и гражданской войны значительную часть своих жителей, в 1920-е годы город начинает медленно возрождаться. Городские предприятия одно за другим вступают в строй, снабжая молодую Советскую республику паровозами, вагонами, сельскохозяйственными машинами, цементом.

В начале 1930-х годов рост территории города продолжился за счет вхождения в его состав окрестных сел. Численность населения в 1939 году достигла 75 тысяч человек.

В годы Великой Отечественной войны коломенские предприятия перешли на выпуск продукции для военных нужд. Во время войны Коломна была крупным центром формирования воинских частей и соединений. Тысячи коломенцев ушли на фронт, тысячи строили оборонительные сооружения на берегах Москвы-реки и Оки. Окопы эти можно и сейчас увидеть на левом окском берегу. Коломенские предприятия были эвакуированы на север и восток: машиностроительный завод - в Киров, где был налажен выпуск танков, станкостроительный - в Красноярск. В 1942 году в городе было создано конструкторское бюро по производству минометного оружия.

После войны на коломенских предприятиях была проведена полная реконструкция, они развивались высокими темпами. Более чем в 14 раз (по сравнению с довоенным уровнем), вырос выпуск промышленной продукции. За годы послевоенных пятилеток были построены цементный завод, комбинат стройматериалов, заводы «Вторчермет», шиноремонтный. К началу 1967 года в городе насчитывалось 22 крупных и средних промышленных предприятия.

В 60-70-е годы город превратился в большую строительную площадку: строятся многоэтажные дома, возникают новые улицы. Растущий город создал социальную инфраструктуру - широкую сеть учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, сферы торговли и быта. Строительство крупного жилого района Колычево на берегу решило проблему переселения горожан из ветхого жилого фонда, из полуподвальных и коммунальных квартир в отдельные благоустроенные квартиры.

Домостроительный комбинат сдавал ежегодно до 100 тысяч квадратных метров жилья. Все это позволило создавать на предприятиях города новые рабочие места и привлекать рабочую силу со стороны для расширения производства.

Тепловозостроительный завод начал производство скоростных пассажирских тепловозов, конструкция которых вобрала в себя лучшие достижения локомотивостроения тех лет. История семейства коломенских тепловозов (ТЭП - 60,70,80) продолжается и сегодня: они эксплуатируются на железных дорогах стран ближнего и дальнего зарубежья.

В 90-е годы наступил новый период осознания коломенцами своей жизни, ограниченной рамками пространства малого города.

Сегодня Коломна развивается, сохраняя свою самобытность. 420 памятников федерального и областного значения делают ее уникальным в Подмосковье историко-культурным комплексом XYI - XIX веков.

Выгодное географическое положение всегда было на пользу Коломне, не давало ей застаиваться, вело к ее развитию. За девять веков она прошла путь от славянского городища, пограничной рязанской крепости, важного стратегического пункта Московского государства, церковной столицы края, шумного торгово-ремесленного града до современного промышленного, транспортного и культурного центра столичной области.

Православие

В середине XIV в. была учреждена Коломенская епархия. Это был ближайший к Москве епархиальный центр. Коломенская епархия просущесвовала до 1799 года, когда существенная часть епархии была переведена в Тулу. В настоящее время Коломенское благочиние является одной из крупнейших в Московской епархии. В Коломенское благочиние входит более пятидесяти православных храмов. Вот некоторые из них:

  • Бобренев монастырь
  • Церковь Богоявления в Гончарах
  • Храм Иоанна Богослова
  • Церковь Иоанна Предтечи
  • Крестовоздвиженская церковь
  • Церковь Михаила Архангела
  • Храм Николы на Посаде
  • Троицкая церковь на Репне
  • Храм иконы Божией Матери Тихвинская
  • Церковь Троицы. Ново-Голутвин мужской монастырь
  • Успенский кафедральный собор
  • Успенская церковь и другие.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий является одним из шести постоянных членов Священного синода. Кафедральным собором Митрополита является Успенский кафедральный собор города Коломны.

Достопримечательности Коломны

В Коломне расположено 420 памятников федерального и областного значения. На городской территории находятся здания церквей Иоанна Предтечи на Городище (начало XVI в.), шатровой Успенской (1522), Богоявленской (1680-е), Вознесенской (1799, арх. М. Ф. Казаков), Михаила Архангела (1833, арх. М. Ф. Шестаков), Брусненского (конец XVII в.) и Спасского (XIV в.) монастырей. Из гражданских сооружений следует отметить пожарную часть с каланчой (XVIII в., в классическом стиле), дома купцов Шевлягина и Мещанинова (в стиле барокко), Торговые ряды (первая половина XIX века). Неподалёку от Коломны находятся Староголутвинский (основан в XIV веке) и Бобренев (основан в XIV веке) монастыри.

Коломенский кремль - одна из самых больших и мощных крепостей своего времени. Он был построен за шесть лет с 1525-1531 года по приказу Ивана III. От Коломенского кремля сохранились кирпичные стены с семью башнями. Одна из них наиболее известная называется Пятницкая с иконой в строении. На территории Кремля можно обнаружить множество примечательных мест - Успенский собор (построен в 1672-1682) с колокольней (1825), Тихвинская церковь, дом архиерея (построен в XVIII по проекту М. Ф. Казакова) и многое другое.