Климовск – муниципальное образование, расположенное на юге Московской области в 21 км от МКАД.

Имеет удобные подъездные пути со стороны старого Симферопольского шоссе и со стороны железной дороги Курского направления.

Город расположен на площади 1726 га, границы утверждены Законом Московской области «О статусе и границе городского округа Климовск», опубликованном 10 марта 2005 года в газете «Ежедневные новости. Подмосковье».

Самая северная точка расположилась на полосе отвода автодороги Подольск-Бережки, самая южная и западная граничит с Подольским опытным межрайонным управлением лесного хозяйства, а восточная проходит по территории охранной зоны газопровода.

В городе, по данным на 1 января 2011 года, проживает 56017 человек.

Климовск

Природа

Климат города складывается под влиянием переноса воздушных масс западных и юго-западных циклонов, выноса арктического воздуха с севера и трансформации воздушных масс разного происхождения.

Климовский ландшафт (территории между западной границей города и долиной реки Рожайки) сформировался на участке, где водноледниковые потоки позднемосковского времени имели застойный характер и поэтому в структуре Климовского ландшафта преобладают местности озерно-водоноледниковых равнин, занимающие более 80% площади. На юго-восточной окраине Климовска расположено единственное месторождение – неразрабатываемое Климовское месторождение глин и легкоплавких суглинков для кирпича.

Климовск расположен на водоразделе рек Мочи и Рожайки, являющихся правыми притоками первого порядка реки Пахры.

Максимальное распространение в границах рассматриваемой территории получили осино-березовые и березовые леса, под пологом которых идет возобновление таких древесных пород, как липа, дуб и ель в самых разных сочетаниях, зависящих от возможностей заноса семян и приживаемости всходов.

Травяной покров этих лесов отличается высоким видовым разнообразием. Хвойные насаждения представляют лесные культуры, создаваемые человеком с целью быстрого получения ценной древесины для строительных нужд. Широколиственные леса занимают относительно небольшую площадь, но именно они представляют собой наиболее сохранившиеся «осколки» исходного зонального типа растительности – полидоминантных елово-широколиственных лесов.

В ближайших к Климовску окрестностях имеется один природный заказник регионального значения.

Истоки возникновения города уходят в XIX век.

В первой половине XIX века на месте будущего города находилась д. Климовка, рядом с которой пролегала сухопутная дорога Москва—Серпухов—Тула. Основным занятием крестьян были земледелие, скотоводство и извозный промысел.

По данным за 1843 г., здесь не числилось даже мелкого кустарного производства, тогда как в недалеко расположенной д. Сергеевке работала фабрика с 85 рабочими, выпускавшая армейское сукно, да две крестьянские фабрики с 16 рабочими, изготовлявшие платки. Небольшие производства по выработке миткаля и платков находились в Толбине. В середине ХIХ в. в Климовке насчитывалось 28 дворов, в них проживало 228 человек, рядом находилась д. Гривно, в ней было семь дворов с 41 жителем.

Первой школой в округе стала земская, открытая в с. Коледине в 1878 г. В ней обучались и некоторые дети из Климовки.

Возникновение и развитие Климовска тесно связано с историей машиностроительного завода. Проложенная в непосредственной близости от деревни Московско-Курская железная дорога позволила группе фабрикантов начать здесь в 1882 г. строительство завода по производству запасных деталей для ткацких станков, необходимых текстильным фабрикам центральных губерний России.

Наиболее крупными потребителями продукции молодого завода были серпуховские фабрики, Никольская мануфактура С. Морозова, Богородско-Глуховская мануфактура и др. Вместе с заводом возникла ст. Гривно. Строителями и первыми рабочими нового завода стали крестьяне окрестных сел и деревень, а также жители Москвы, Костромы и других городов. С 1882 г., по первоначальному плану, на заводе намечался выпуск только запасных деталей для ткацких станков и приготовительных машин.

Однако повышенный спрос на продукцию завода способствовал его быстрому росту. Уже в 1885 г. он приступил к выпуску механических ткацких станков и ремизо-подъемных кареток. В 1895 г. здесь работали инструментальная, модельная, литейная, механическая, две сборочные и наждачная мастерские. С марта этого года начались работы по проводке электрического освещения от собственной небольшой электростанции. К 1897 г. на заводе работало уже 722 рабочих: 686 мужчин и 36 подростков мужского пола. Рядом возник и заводской поселок из нескольких казарм-бараков, в каморках которых ютились семьи рабочих, и домов администрации. Судьбы завода, его поселка, станции Гривно и окрестных населенных пунктов тесно переплелись.

Большинство рабочих завода расселилось в близлежащих селах и деревнях, а местные крестьяне все больше связывали свою жизнь с заводом.

На станцию Гривно поступало в год до 1 млн тонн различных грузов главным образом - металла, угля, леса. Отсюда же отправлялась и заводская продукция. В двух верстах от станции, в с. Сертякине, в 1897 г. братья Холостовы основали небольшой кожевенный завод. Условия жизни и быт работников машиностроительного завода заметно отличались от деревенского. Рабочий день начинался в 7 часов утра и продолжался до 18 часов с небольшими перерывами на обед. Условия труда были каторжными, особенно в литейной завода, где в любое время года и суток царили темнота, смрад и угар. Нередкими были случаи, когда литейщик терял сознание, и его выносили из цеха на носилках. Наличие в округе свободных рабочих рук позволяло администрации сохранять заработную плату на низком уровне. Большинство рабочих было неграмотными, их намеренно держали в невежестве. Хозяева завода потворствовали пьянству рабочих. Директор, получая сведения о случаях массового пьянства, обычно говорил: «Пусть пропьются, покорнее будут».

Прибывавшие на завод кадровые рабочие были знакомы с методами борьбы против хозяев. Они помогли местным рабочим выяснить причины их тяжелой жизни, пробуждали в них чувство пролетарской солидарности. В 1898 г. среди климовских рабочих впервые распространились прокламации о 1 Мая, а через четыре года здесь образовалась первая социал-демократическая организация. Ее организатором был слесарь завода И.Е. Леонов, ранее работавший в Москве на Елоховской фабрике. Семья его проживала в с. Сертякине. Здесь же в школе преподавала В.П. Кулагина, поддерживавшая связи с социал-демократами Подольска. Через нее Леонов установил контакты с Подольском, где получил задание выявить среди климовских рабочих надежных товарищей. Вскоре вокруг Леонова сформировалась небольшая группа единомышленников. На одном из первых собраний рабочих, проведенном в лесу недалеко от поселка, было решено организовать кружок для систематических занятий.

Пропагандистов приглашали из Подольска и Москвы. На занятиях знакомились с «Капиталом» К. Маркса, «Политической экономией» А.А. Богданова. Со временем кружок разросся, члены его распространяли листовки, начиная с 1902 г. регулярно проводили маевки, где выступали представители Московского комитета, социал-демократы Подольска и мещерской больницы. И.Е. Леонов и И.М. Цимбаев как представители климовских рабочих участвовали в работе конференции социал-демократических организаций Подольского и Серпуховского уездов, проведенной в 1903 г. Московским комитетом партии для обсуждения решений II съезда РСДРП.

В 1904-1905 гг. климовские социал-демократы усилили пропагандистскую деятельность, готовя рабочих к открытой борьбе с царизмом и хозяевами. Рабочие завода все чаще собирались на массовки, где обсуждали политические и экономические вопросы. В ответ на события 9 января 1905 г. в Петербурге 200 рабочих завода 19 января начали забастовку, предъявив администрации свои требования из 40 пунктов, в том числе введение 8-часового рабочего дня, увеличение расценок на 20%, отмена штрафов, снижение на 30% платы за проживание в казармах, отмена обысков, выплата 50% жалованья в случае заболевания, упорядочение расценок и т.д. Забастовку прекратили после того, как 21 января администрация удовлетворила часть этих требований.

В апреле 1917 г. на заводе введен 8-часовой рабочий день, а вскоре после этого был создан заводской профсоюз металлистов. 18 июня собрание климовских рабочих потребовало от Временного правительства передачи власти в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, так как его империалистическая политика «привела на край гибели Россию». В ответ на начало работы так называемого Московского государственного совещания 12 (25) августа 1917 г. они письменно выразили свой протест и провели однодневную стачку, потребовав от Временного правительства отмены смертной казни. В октябре 1917 г. рабочие завода участвовали в установлении Советской власти в Подольске и уезде, а некоторые из них вместе с подольскими рабочими помогали московским в борьбе за победу Советской власти в Москве. В московских боях приняли участие и крестьяне с. Колединo.

После октябрьского переворота 1917 г. был организован Климовский сельский Совет, в состав которого вошли поселок завода, д. Климовка и пристанционный поселок. В заводском поселке в 1917 г. насчитывалось три рабочих казармы, несколько домов заводских мастеров и около двух десятков летних дач. Кроме жилых строений, в поселке имелась больница на 20 коек с одним врачом, трехклассная школа на 70 учеников, два трактира, чайная и бакалейная лавки.

Со дня основания завода в поселке существовал водопровод длиной 800 м, но он обслуживал лишь нужды завода. В 1918 г. машиностроительный завод был национализирован, а с мая 1919 г. его возглавил первый красный директор, бывший рабочий завода В.Д. Пырков. В годы гражданской войны завод испытывал острую нехватку сырья и топлива, работал неполную рабочую неделю. Завод Холостова был демонтирован, а его оборудование вывезено в Подольск.

В целях борьбы с голодом рабочие завода формировали продотряды. Общее собрание рабочих 5 апреля 1919 г. постановило «отчислить 1% заработка каждым рабочим в пользу едущих на работу в продовольственный отряд». Чтобы сохранить костяк рабочих, на заводе организуется производство молотилок, корнерезок, ульев, но с 22 сентября завод пришлось остановить. Большинство рабочих разошлись по деревням. Однако простоял завод недолго.

В 1920 г. он получил от Главного лесного комитета республики заказ на изготовление машин для разработки леса, был включен в число забронированных заводов и бесперебойно снабжался топливом и уральским металлом. Одновременно завод выполнял военные заказы. В это время возобновил работу и Сертякинский кожевенный завод с 76 рабочими, выполнявший заказы для Красной Армии.

23 июня 1920 г. заводское собрание молодежи обсудило вопрос о создании на заводе ячейки РКСМ, 13 участников собрания изъявили желание стать комсомольцами, избрав руководителем С.А. Пучкова. Первые комсомольцы устраивали субботники по очистке территории завода, приводили в порядок цехи, организовали художественную самодеятельность. Вскоре завод, получил задание изготовить партию текстильных машин и объявил о приеме новых рабочих. На 1 августа 1921 г. на нем было занято 444 рабочих и 123 служащих.

В 1922 г. на заводе организуется партийная ячейка из 10 коммунистов. Ее секретарем стал Н.И. Кочнов. По инициативе комсомольцев осенью 1923 г. в поселке создан первый пионерский отряд во главе с вожатым И.М. Борисовым.

В период восстановления промышленности климовские машиностроители, построив новые заводские корпуса и обновив станочный парк, постепенно возобновили производство текстильного оборудования. В 1925 г. они заключили договор с Иваново-Вознесенским хлопчатобумажным комбинатом на изготовление, шлихтовальных, сновальных и мотальных машин, а в следующем году освоили выпуск ткацких автоматов АТС-100-1 системы «Нортоп», причем проект его разработали своими силами. 2 ноября 1927 г. завод рапортовал Моссовету об окончании выпуска первой тысячи ткацких автоматических станков. Это были первые отечественные ткацкие автоматы хорошего качества, себестоимость которых за два хозяйственных года снизилась в 2 с лишним раза. Новыми станками оснащались иваново-вознесенские, орехово-зуевские и глуховские фабрики. В 1927-28 гг. завод выпустил 1441, а за восемь месяцев 1929-30 г. - 2 тыс. автоматов, снизив себестоимость станка до 875 руб. Одновременно на заводе шла коренная реконструкция, позволившая увеличить выпуск продукции к концу первой пятилетки по сравнению с довоенным уровнем более чем в 6 раз. На начало 1931 г., было занято уже 2020 рабочих. Сюда прибывали квалифицированные рабочие из Тулы, Казани, Подольска.

Одними из первых в стране климовские машиностроители ввели у себя с сентября 1929 г. систему хозяйственного расчета, в результате чего все цехи стали самостоятельными хозяйственными единицами. В этом же году они приняли вызов на социалистическое соревнование коллектива Московского завода им. Калинина и в свою очередь вызвали на соревнование завод им. Владимира Ильича, поставлявший Климовскому заводу арматуру, трансмиссии. В начале 1930 г. на заводе появились первые ударники, а к маю их насчитывались уже 790 человек. В декабре 1932 г., слет 50 кадровых рабочих завода, проработавших здесь по 30-50 лет, обратился ко всем рабочим с призывом встать в первые ряды социалистического соревнования.

В конце первой и начале второй пятилетки коллектив завода выполнил правительственное задание по изготовлению оборудования для 489 вновь строившихся льнозаводов страны. В 1931-32 гг. был освоен выпуск и изготовлено дли этих заводов свыше 4,5 тыс. машин, ранее не выпускавшихся промышленностью страны. К середине второй пятилетки коллектив завода удовлетворял запросы не только отечественной текстильной промышленности, но и поставлял ткацкие автоматы за рубеж.

С 1926 по 1941 г. Климовский завод выпустил 28 тыс. ткацких станков, 17,5 тыс. ремизо-подъемных кареток и более 6 тыс. различных машин.

В период предвоенных пятилеток завод продолжал быстро развиваться, осваивал производство новых видов продукции. Его станками были оборудованы крупнейшие новостройки страны - текстильные комбинаты в Барнауле и Ташкенте, Дрезненская ткацкая фабрика, Смоленский льнокомбинат. Группа заводских монтажников устанавливала автоматы климовского производства в Турции. Всего за предвоенные коллектив завода отправил на текстильные предприятия страны свыше 25 тыс. ткацких автоматов. Это был его вклад в социалистическое строительство. Среди рабочих широко развернулось стахановское движение. К началу декабря 1935 года здесь насчитывалось 424 стахановца. Работники завода В.В. Швырев и Е.А. Гаврилова участвовали в работе первого Всесоюзного совещания рабочих и работниц-стахановцев промышленности и транспорта. Непосредственно в предвоенные годы началось строительство модельно-столярного, кузнечно-заготовительного и других цехов. В 1941 г. завод должен был выпустить 2600 ткацких станков.

В 30-е гг. производственная база поселка становится более разнообразной. Здесь в 1930 г. открылась фетрообувная фабрика, выпустившая в 1932 г. почти 200 тыс. шляп и 3 тыс. пар валенок. С 1934 г. работала здесь токарная мастерская по производству игрушек и культтоваров.

Одновременно с развитием промышленности существенно изменился и заводской поселок. К началу 1923 г. в нем проживало 188 человек, а в д. Климовке - 82. С возобновлением основного производства заводу потребовались новые рабочие. Прибытие их в поселок вызвало тяжелейший жилищный кризис. Многие рабочие снимали квартиру или угол в близлежащих деревнях. В 1925 г. был организован жилищно-строительный кооператив, объединивший 83 человека. Через год кооператив построил первые восемь двухквартирных де¬ревянных домов.

Начал жилищное строительство и завод. В 1927 г. Моссовет ассигновал ему 150 тыс. руб. на строительство 30-квартирного дома, в следующем году завод взял в Московском городском банке ссуду в 250 тыс. руб. на строительство жилья для рабочих. В начале 30-х гг. в связи с коренной реконструкцией завода на жилое и культурно-бытовое строительство выделяется 44 млн. руб. Заводские казармы заново перестраиваются, в них оборудуются отдельные комнаты. В поселке сооружаются новые десять общежитии, на 12-16 комнат каждое, первые трехэтажные кирпичные дома по Заводской улице, а также двух- и одноэтажные деревянные дома.

Бурными темпами развивалось индивидуальное строительство. Там, где раньше был лес, выросли 14 новых домов второго заводского поселка, а затем один за другим застраивались третий, четвертый поселки. Еще в 1928 г. заводской поселок официально стал рабочим поселком, а в 1933 г. по постановлению Подольского райисполкома к нему присоединена и д. Климовка, все жители которой были уже рабочими, а не крестьянами.

На начало 1935 г. жилищный фонд поселка достиг 29,3 тыс. кв. м, в том числе 18,4 тыс. - обобществленного. В последующие годы поселок продолжал быстро застраиваться. За 1935-1938 гг. здесь построено 18,9 тыс. кв. м новой жилплощади, в том числе 15,5 тыс. кв. м - заводом и кооперативом. Среди новостроек выделялся первый четырехэтажный жилой дом для работников завода, строительство которого начато в 1938 г. Новое жилое строительство велось планово. В 1937 г. при поселковом Совете создано жилищное управление, заботившееся об упорядочении строительства и сохранении жилищного фонда. В следующем году Подольский райисполком утвердил проект планирования поселка.

В 20-е гг. началась электрификация поселка, расширяется водопровод, проводится канализация. К 1940 г. поселок был полностью электрифицирован, 52% жилой площади оборудовано водопроводом и канализацией, 47% - центральным отоплением. С 1934 г. началось мощение улиц и тротуаров. Перед Великой Отечественной войной около 8% общей площади всех улиц, проездов и площадей Климовска, а также тротуаров было замощено.

В 30-е гг. расширена старая заводская больница. В ней оборудованы терапевтический, зубоврачебный и хирургический кабинеты, в пристройке к больнице открыта детская консультация. В 1938 г. появилась также амбулатория. Еще раньше начал работать первый, детский сад на 80 мест, а с 1936 г.- детские ясли на 120 мест. Оборудованы заводской стадион, парк культуры и отдыха, разбиты первые скверы и цветники. В поселке открывались магазины, овощехранилище, фабрика-кухня, почта, аптека, пекарня. С 1938 г. от Климовска до Подольска открылось автобусное сообщение.

Заметные сдвиги произошли в культурной жизни поселка. В начале 20-х гг. открылась школа на 130 учащихся, в 1935 г. на Заводской ул. закончено строительство школы ФЗУ, а через год вступили в строй новая школа-семилетка на 280 мест, библиотека, летний клуб, местный радиоузел на 800 точек. 25 июня 1936 г. жители поселка впервые смотрели в заводском клубе звуковой художественный фильм «Партийный билет». При клубе был организован хор русской народной песни, руководимый А.В. Петровой. Этот хор быстро завоевал популярность не только у жителей Климовска, но и в районе, неоднократно занимал первые места на областных фестивалях.

По переписи 1939 г. в Климовском рабочем поселке проживало 10,9 тыс. жителей.

7 октября 1940 г. поселок был переименован в город Климовск. В черту города вошел поселок Весенний. Общая площадь земель нового города составляла 317,2 га, в том числе 31,8 га зеленых насаждений и массивов. Специалисты Московской академии коммунального хозяйства разработали проект дальнейшего развития и планировки Климовска, но его осуществление было прервано войной.

В октябре 1941 г. Климовск находился в прифронтовой полосе. Сотни горожан записались добровольцами народного ополчения и приняли участие в боевых действиях, десятки вступили в партизанский отряд, сформированный Подольским ГК КПСС, и выполняли задания армейского командования. Все взрослые горожане участвовали в строительстве оборонительных сооружения, проходивших в непосредственной близости от города. Климовский машиностроительный завод был эвакуирован в Пензу и Ташкент.

Железнодорожная станция, территория завода и весь город неоднократно подвергались бомбежкам. Жители Климовска восстанавливали разрушенные вражеской авиацией железнодорожные пути, линии электропередача и связи, тушили частые пожары. Оставшиеся в городе промышленные предприятия освоили выпуск продукции, необходимой фронту. Столярный цех фабрики игрушек в октябре - декабре 1941 г. выполнял специальный заказ армии по изготовлению санитарных носилок, лыжных палок, костылей, а вскоре фабрика освоила производство валяной обуви. Климовские швейные мастерские организовали пошив телогреек, ватных брюк, нательного белья для воинов Советской Армии.

В опустевших цехах машиностроительного завода в декабре 1941 г. было установлено новое оборудование и начато производство продукции для фронта. Вскоре на завод были направлены сотни рабочих. В цехах развернулось социалистическое соревнование под лозунгом «Все для фронта!», возникли фронтовые комсомольско-молодежные бригады. Лучшими среди них долгое время были бригады М. Ивановой и Н. Хреновой. Перевыполняя программу выпуска продукции, в апреле 1942 г. коллектив завода добровольно увеличил свое задание на май в 1,5 раза и справился с ним.

В течение всей войны завод постоянно наращивал выпуск продукции. В 1944 г. за успешное выполнение правительственных заданий работники завода С.М. Иванов и В.А. Шалашов были награждены орденом Ленина, И.И. Воронин, Г.Г. Курбаков, Н.Г. Синицин, А.П. Ананьев - орденом Трудового Красного Знамени, а Ю.К. Юхнович и Н.3. Зосимов - орденом Красной Звезды. За работу по выпуску оборонной продукции завод 16 октября 1945 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а 44 из наиболее отличившихся его работников получили ордена и медали.

Сотни климовчан сражались на фронтах Отечественной войны. Только из числа работников машиностроительного завода 480 человек за боевые действия были награждены правительственными наградами. Многие пали смертью храбрых на полях сражений. В 1970 г. на Привокзальной площади города открыт памятник не вернувшимся с войны горожанам.

С окончанием войны коллективы промышленных предприятий Климовска постепенно перестроили свое производство, перейдя на выпуск мирной продукции. Машиностроительный завод еще в конце 1944 г. получил задание подготовиться к выпуску запасных деталей для ткацких автоматов. Ожили цехи, законсервированные в военные годы, в специально организованном цехе велось обучение 500 человек молодежи профессиям формовщика, модельщика, слесаря, токаря, фрезеровщика. В первые же послевоенные месяцы коллектив завода добился больших успехов в освоении и выпуске универсальных токарно-винторезных станков и запасных частей текстильного оборудования, за что ему было присуждено Красное знамя ВЦСПС и наркомата. В декабре 1945 г. завод выпустил первую партию ткацких станков марки АТС-5М, которые по своим технико-экономическим показателям выгодно отличались от машин довоенного производства, и отправил ее для технологических испытаний на одну из московских фабрик, а уже в следующем году достиг довоенного уровня производства.

Переход к выпуску мирной продукции проходил в трудных условиях. Не хватало квалифицированных рабочих, инженерно-технических работников. Даже в 1947 г. из 75 инженеров и техников завода непосредственно в цехах было занято только 24, а остальные трудились в отделах. Территория завода была завалена горами шлака, отходами металла, ощущался недостаток электроэнергии.

В 1956–59 гг. завод выпустил свыше 69 тыс. ткацких автоматов, освоив производство двухчелночных станков для переработки искусственных волокон, многочелночных станков для выработки пестротканых тканей. В движение за коммунистическое отношение к труду на заводе первыми включились в 1959 г. бригады А. Соколовой и И. Дмитриевой, члены которых обязались перевыполнять нормы выработки, работать без брака, овладеть вторыми профессиями, оказывать друг другу помощь в работе, активно участвовать в рационализаторской работе, в общественной жизни.

В 1961-1965 гг. машиностроители довели выпуск ткацких автоматов до 96,4 тыс. штук, начав производство пневморапирного ткацкого станка марки ПТС-120, нить в котором прокидывалась сжатым воздухом. К концу 1962 г. в соревновании за коммунистическое отношение к труду участвовало уже 5,1 тыс. работников завода, или 57,5% всех работающих. За успехи, достигнутые в выполнении семилетнего плана, токарю завода А.И. Грачеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В годы восьмой пятилетки коллектив завода добился рекордных темпов роста производства, увеличив выпуск продукции на 82%. В 1969 г. машиностроители приступили к серийному выпуску автоматов ткацких пневморапирных (АТПР), отличавшихся высокой производительностью, новым принципом работы, компактностью, бесшумной работой и привлекательным внешним видом. Станок АТПР-120 успешно конкурировал на мировом рынке с лучшими ткацкими автоматами зарубежного производства. На Всемирной выставке в Монреале ему присуждена золотая медаль, а на Пловдивской ярмарке он был удостоен большой золотой медали и Почетной грамоты. 23 января 1970 г. завод изготовил 300-тысячный ткацкий станок, а его коллектив в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина был награжден Ленинской юбилейной Почетной грамотой ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. 1190 машиностроителям вручена юбилейная медаль. За досрочное выполнение заданий восьмой пятилетки по выпуску оборудования для текстильной промышленности и организацию серийного производства высокопроизводительных ткацких станков, завод награжден орденом Ленина.

За выдающиеся производственные достижения в выполнении десятой пятилетки фрезеровщику В.Н. Гиталову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Постоянно наращивали свое производство и другие предприятия города.

Гривненская фабрика игрушек только в 1966-1970 гг. увеличила объем производства на 68%.

За послевоенные годы Климовск сильно вырос.

На 15 января 1959 г. в городе проживало 29,5 тыс. жителей, в 1970 г. - 42,9, а по переписи 1979 г. - 54,0 тыс. Интенсивно велось жилищное строительство. На начало 1946 г. в городе насчитывалось 539 домов общей жилой площадью 62,9 тыс. кв. м, в том числе 69 домов государственного фонда площадью 40,1 тыс. кв. м.

Послевоенное жилищное строительство началось со сноса бараков и сооружения шлакоблочных двухкомнатных домов. Затем в Гривненском поселке было построено несколько двухэтажных восьмиквартирных домов, почти заново отстраивался второй поселок. Всего за годы послевоенной пятилетки жилищный фонд города увеличился на 127 домов площадью 10,4 тыс. кв. м.

В конце пятилетки был разработан генеральный план развития города, определена его черта, произведена перепланировка улиц. В следующей пятилетке застройка велась чуть более высокими темпами: появились на Центральной ул. (ныне – ул.Ленина) трехэтажные дома на 24 и 39 квартир. Ровесницей семилетки стала Лесная ул. (ныне – ул.Рожкова), застроенная многоэтажными домами. На машиностроительном заводе начал работать цех по производству силикальцита, который шел на строительство домов для рабочих завода. Очень интенсивно велось и индивидуальное строительство. Только за 1956-1965 гг. в городе было построено 850 домов частного сектора. Всего за семилетку жилищный фонд города вырос на 100 тыс. кв. м, началась ликвидация бараков и ветхих жилых строений.

В конце 1960-х гг. заново застроен центр города. На месте старых домов и пустырей выросли пяти- и девятиэтажные жилые дома, началась застройка привокзальной площади и северо-восточной части города. В 1973 г. его жилищный фонд достиг 411 тыс. кв. м. В годы десятой пятилетки введено в строй 20 тыс. кв. м полезной жилой площади.

Большая работа выполнена и по городскому благоустройству. В 1947 г. начались реконструкция и ремонт линий электропередач, прокладка новых линий водопровода и канализации, асфальтирование дорог и тротуаров по Центральной и Вокзальной улицам, замена уличных деревянных опор на металлические, очистка и озеленение улиц, радиофикация жилых домов. В 1950 г. построена плотина у фабрики игрушек, водонапорная башня, в 1953 г. начато строительство очистных сооружений. К 1957 г. 60% жилищного фонда города было оснащено водопроводом, 56 - центральным отоплением и 55% - канализацией, из 48 км городских улиц 28,5 км былo освещено и 15 заасфальтировано.

В 1963 г. Климовск получил новую автоматическую телефонную станцию, пришедшую на смену ручному телефонному коммутатору, а вскоре первые сотни квартир были газифицированы. В 1965-1975 гг. Климовск неоднократно завоевывал призовые места в соревновании по благоустройству и озеленению среди городов области. В 1975 г. он был признан победителем соревнования городов республики.

6 сентября 1968 г. на основании приказа министра оборонной промышленности СССР № 244 на базе цеха № 20 Климовского штамповочного завода (КШЗ) создан завод железобетонных изделий и строительных конструкций.

Ранее цех № 20 обеспечивал строительными изделиями и конструкциями строителей КШЗ. Теперь же перед коллективом вновь созданного завода была поставлена задача стать базовым предприятием для всех предприятий Министерства оборонной промышленности СССР, осуществляющих строительство и реконструкцию своих объектов хозспособом. И в связи с изменившимися задачами и резким увеличением объемов производства строительных изделий и конструкций возникла необходимость полной его реконструкции. Учитывая поставленные Министерством задачи, коллектив завода приступил к реконструкции предприятия.

Проводилась она параллельно с производственной деятельностью на протяжении 1975-1990 гг.

В 1969 г. завод производил 4 тыс. кубометров железобетонных изделий, 6 тыс. кубометров товарных бетонов, 8 тыс. кубометров товарных растворов.

После реконструкции его мощности возросли по железобетоннымизделиям до 60 тыс. кубометров, товарным бетонам – до 20 тыс. кубометров, товарным растворам – до 30 тыс. кубометров. На протяжении своего существования завод не раз менял организационную форму: с 1962 по 1991 г. был государственным предприятием, в 1991 г. коллектив работников завода взял имущество государственного предприятия в аренду, в 1993 г. коллектив арендаторов преобразовался в коллектив акционеров, выкупил имущество, и завод стал акционерным обществом открытого типа (АООТ), а в 1996 г. согласно Указу Президента России перерегистрировался в ОАО «3авод ЖБИ».

В северо-восточной части города в начале 1970-х построен больничный комплекс на 240 коек и поликлиника на 800 посещений в день, вошли в эксплуатацию интернат для престарелых и инвалидов Великой Отечественной войны, детские сады и ясли, аптеки, комбинат бытового обслуживания, пятиэтажная средняя школа на 880 учащихся. Вступила в строй школа на 176 человек.

В 1974 г. в двух больницах на 495 коек, пяти поликлиниках, санэпидстанции было занято 179 врачей и 390 человек среднего медицинского персонала.

В 1953 г. в северо-восточной части города открыт хорошо оборудованный Дом культуры.

19 марта 1960 г. принял первых посетителей Дворец культуры машиностроительного завода со зрительным залом на 500 мест, спортивным и лекционным залами, комнатами для занятий коллективов художественной самодеятельности. Лауреатом и дипломантом ряда областных и районных конкурсов стал созданный в 1966 г. при Дворце культуры машиностроительного завода вокально-инструментальный ансамбль «Молодость». В 1979 г. ему было присвоено звание народного коллектива.

Происхождение названия железнодорожной станции «Гривно»

Наиболее детальным изучением происхождения топонима «Гривно», ассоциирующегося сегодня прежде всего с названием железнодорожной станции Московско-Курской железной дороги, занимался краевед и коллекционер редких знаков и медалей Иван Юзбашев.

Достоверно известно, что станция возникла вместе с «Московским товариществом механических изделий» по производству запасных деталей для ткацких станков, которое объединяло группу крупных фабрикантов – Морозова, Крестовникова, Прохорова, Якунчикова и других и было основано в 1883 году.

В своих работах исследователь пишет о том, что в книге «Города Подмосковья», изданной в 1981 году, в статье «Климовск», имеется следующая информация: «В середине ХIХ века в Климовске насчитывалось 28 дворов, в них проживали 228 человек, рядом находилась деревня Гривно, в ней было семь дворов с 41-м жителем».

В книге «Указатель селений и жителей уездов Московской губернии», изданной в Москве в 1852 году, можно найти следующую информацию: «Гривино – деревня 2-го стана. Ростовцевой, крестьян – 22 души, 19 жителей, 7 дворов, 39 верст от столицы, 9 – от уездного города, проселком».

Помимо этого, деревня Гривино значится в составе Добрятинской волости в следующих документах: в «Списке по Подольскому уезду, Московской губернии, селений бывших помещичьих крестьян, между коими распределена Подольскою уездною управою сумма, назначенная на специальное понижение выкупных платежей по Высочайшему Указу 28 декабря 1881 года» и в бланке «Распределения селений для объездов городах оспопрививателей в 1884 году Подольского врачебного участка».

Деревня Гривино также была обозначена на карте Подольского уезда 1924 года и находилась от деревни Юшино чуть к северо-востоку. На картах Подольского района 1933 и 1958 годов эта деревня уже носит название Гривно. На всех картах, кроме 1774 года, обозначена и станция Гривно. Нельзя не обратить внимание, что деревня в середине ХIХ века называлась не Гривно, а Гривино. Перед ней в этом же справочнике значится: «Гравина – деревня 2-го стана, Прянишникова Федора Ивановича, тайного советника, крестьян – 17 душ, 19 жителей, 41 верста от столицы, 11 – от уездного города, проселком». Далее название этой деревни не встречается нигде.

В соответствии с просмотренными исследователем топографическими картами Подольского уезда и района, а также документами, имеющими список населенных пунктов, на географической карте Московской провинции 1774 года, несколько левее деревни Юшино (вправо от современной железнодорожной станции Гривно), имелось село Гаврина. Одновременно с этим, выяснилось, что населенных пунктов с названием Гривино, Гравино, Гривно на картах того времени нет.

Однако в «Статистико-экономическом очерке Подольского уезда» (Москва, 1924 г.), в перечне селений Добрятинской волости значится населенный пункт с названием Гривна, состоящий из двух частей, находящийся на расстоянии двух верст от станции Гривна и Серпуховского шоссе и 12 верст от Подольска.

Как можно отметить, во всех вышеперечисленных топонимах остается неизменным корень слова - «грив».

В словаре народных географических терминов Э.Мурзаева (Москва, «Мысль», 1984 г.) с корнем «грив» значится термин «грива». В посвященной этому статье рассказывается о применении его и производных в различных географических названиях во многих областях России. В статье также говорится, что слово «грива» часто применялось в терминологии русского населения Западной Сибири в значении «гряда, покрытая лесом и возвышающаяся над болотами».

Соответственно становится весьма очевидным, что свое название деревня унаследовала от урочища, на котором она возникла, и со временем трансформировалось в Гривно. От деревни название перешло к железнодорожной станции.

Вехи развития Климовска

Указом правительства от 7 октября 1940 года рабочий поселок был переименован в город Климовск. С этого началась история нашего города.

Первым председателем Климовского городского Совета был назначен Георгий Васильевич Безобразов. Именно он помог горожанам пережить все ужасы военного времени.

На момент образования в городе имелась одна больница, одна амбулатория, два здравпункта, четыре школы - две начальные, одна "семилетка" и одна "дясятилетка".

Основная часть городского населения работала на Климовском машиностроительном заводе. Это предприятие играло первостепенную роль в становлении Климовска.

Достопримечательности

Достопримечательности Климовска очень скромны. На протяжении совей истории городок играл больше промышленное, чем культурное значение. Да и во время Великой отечественной войны Климовск сильно пострадал от фашистских бомбежек. В 2006 году в Климовске торжественно была открыта большая пешеходная аллея, проходящая вдоль Симферопольского шоссе. Аллея протяженностью более трехсот метров и шириной шесть метров выполнена в стиле XIX века, со светильниками и скамейками «под старину», украшена двумя фонтанами-близнецами, выполненными по специальному заказу.

Источник: http://www.klimovsk.ru/

 

 

Реклама на сайте Мосгуберния