Права пассажиров, о которых не говорят 
24 ноября 319
 

Мы все пользуемся общественным транспортом. Кто-то чаще – каждый день на автобусе или электричке до работы и обратно. Кто-то реже – несколько раз в год в отпуск или командировку на самолете или поезде. Но все ли мы знаем о своих правах при использовании общественного транспорта? 

Наши права обычно прописаны в транспортных договорах, билетах, маршрутных квитанциях мелким шрифтом где-нибудь на последней странице документа. Знание тонкостей может помочь сэкономить на транспортных услугах и сделать путешествие более комфортным. 

Проанализировав правила оказания услуг самых популярных видов общественного транспорта – поездов, самолетов, автобусов дальнего следования, мы составили список прав пассажиров, о которых, возможно, Вы не знали. 

Поезда

В пункте «д» статьи 13 «Правил оказания услуг по перевозкам на ЖД транспорте» сказано, что на поезде дальнего следования пассажир имеет право сделать остановку в пути до 10 суток, а билет продлить. При условии наличия свободных мест, можно выехать раньше времени, указанного в билете – об этом говорится в пункте «з» статьи 13 Правил.

Если транспортная компания по какой-либо причине не смогла предоставить пассажиру указанное в билете место, она обязана предложить другое, выше классом – без доплаты, или ниже классом, но с возвратом разницы стоимости билетов. Если предложенные варианты не устраивают, пассажир имеет право уехать другим поездом или сдать билет, получив за него полную цену (пункт 31 Правил).

Если Вы опаздываете на поезд, знайте - в течение 12 часов после отправления нужного рейса, можно сдать билет или переоформить билет на другое время. В первом случае деньги вернут за вычетом стоимости плацкарты, во втором – плацкарту придется доплатить (это "сервисная" часть билета, которая может составлять большую или меньшую его часть). Такое же правило действует для болезней и несчастных случаев. При наличии подтверждающих документов лечебного учреждения у Вас будет 5 суток на обмен билета или возврат денег (п. «е» ст. 13 Правил). 

Пассажиры имеют право пользоваться всей инфраструктурой железнодорожных и автовокзалов. Это не только залы ожидания, но еще и туалеты, куда должны пускать бесплатно при предъявлении проездного билета (п. 39). В течение какого времени - зависит от «местных условий и технологии работы вокзала». 

Пассажиры-инвалиды имеют право на помощь сотрудников в передвижении по вокзалу, посадку и высадку из вагона, оформление и получение багажа. В РЖД действует Стандарт обслуживания пассажиров, согласно которому на помощь при посадке могут рассчитывать и другие категории, а именно пожилые люди и путешественники с детьми. А «по просьбе пассажира и при наличии возможности» проводник поможет погрузить вещи в тамбур любому.

В поезде дальнего следования пассажир имеет право зарядить мобильный телефон без доплат, воспользоваться щетками для одежды и обуви, взять напрокат настольные игры. 
При желании и за отдельную плату проводник поменяет постельное белье на свежее. 

Самолеты

В большинстве случаев при опоздании на самолет вернуть деньги за билет в эконом-классе не получится. Но есть ряд исключений. Например, если рейс задержали или выполнили не по расписанию (пункт 41 «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»). Если вы опоздали на стыковочный рейс по вине авиакомпании, все зависит от того, единый ли билет на оба рейса. Если билет один и компания одна, сотрудники перевозчика обязаны подобрать пассажиру другой вариант. Если билет один, а компании разные, это значит, что между ними есть соглашение, в котором говорится, кто отвечает за поиск рейса. Пассажиры, покупающие билеты самостоятельно у разных перевозчиков, сами отвечает за свое опоздание. 

Еще один менее очевидный повод получить все заплаченное за билет – опоздание на посадку из-за аэропортовых служб, которые, на Ваш взгляд, безосновательно затянули досмотр пассажира и его багажа. 

Правилах на есть несколько пунктов, оговаривающих, что должна предоставить авиакомпания пассажирам, если опоздание на рейс произошло по вине перевозчика. С самого начала пассажирам с детьми до 7 лет должна быть предоставлена комната матери и ребенка, а также возможность хранения багажа. Тем, кто ждет рейс больше двух часов, полагаются прохладительные напитки за счет авиаперевозчика, а также два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте. По прошествии четырех часов компания обязана предоставить купоны на горячее питание, далее – каждые шесть часов в дневное или восемь в ночное время Вас обязаны покормить. Бесплатного размещения в гостинице (и при необходимости – доставки туда и обратно) могут требовать те пассажиры, которые ждут рейса более восьми часов днем или шести часов ночью.

Междугородные автобусы 

Если Вы успеете вернуть билет на междугородный автобус не позже чем за два часа до отправления, перевозчик вернет 95% стоимости, а если позднее, но автобус еще не уехал, – 85%. Если пассажир опоздал на автобус, в течение трех часов после отправления (или в течение трех суток из-за болезни, несчастного случая) он может вернуть 75% цены или оформить новый билет на другое время с доплатой 15% (п. 1 ст. 23 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).  

Вернуть билет в кассу и получить полную стоимость проезда можно в случаях, если автобус задерживается дольше часа или пассажиру не предоставили указанное в билете место, а на замену он не согласен.

Что делать, если перевозчик отказывает в реализации Ваших прав? 

Иногда знания своих прав недостаточно, их надо уметь отстаивать. Если пассажиру отказывают в законном праве, юристы рекомендуют сразу писать претензию руководству транспортной организации, в которой указывать срок ответа, по истечении которого вы вынуждены будете обратиться в суд, а перевозчику будут грозить еще большие издержки. Рядовые сотрудники могут не знать все права пассажиров, но руководство компании, получив обоснованную жалобу, скорее всего, удовлетворит ваши требования.