Свято-Троицкая Сергиева Лавра
29 апреля 2012 4298
 

Троице-Сергиева Лавра

Симонов монастырь в Москве, Борисоглебский в Ростове, Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий в Серпухове, Георгиевский на Клязьме — все эти обители были основаны преподобным Сергием Радонежским в разные годы XIV века. Но первой и особой среди них стала одна, начинавшаяся как Троицкая пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди Радонежского бора.

За шесть веков своего существования уединенная пустынь выросла в Троице-Сергиеву Лавру: крупнейший православный мужской монастырь России, архитектурный ансамбль ошеломляющей красоты, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Великолепие современного монастырского града на холме Маковец ничем не напоминает о первых днях основания обители, жизнь в которой была исполнена скорби и тесноты и подчинялась суровой дисциплине монашеского общежития — того самого «строжайшего монашества», которое до появления Сергия никак не приживалось на Руси.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Сергий Радонежский до конца жизни оставался игуменом основанного им Троицкого монастыря, отказавшись от митрополичьего золотого креста; здесь он преставился, здесь покоятся его святые мощи. Смиренный подвижник, сам того не желая, оказался «виноват» в стремительном возвышении Троицкой обители и ее превращении в одну из главных православных святынь — личность и труды человека, которого уже при жизни почитали как святого, были столь значимы для русской истории, что о. Павел Флоренский назвал преподобного «Строителем и Ангелом России»: по большому счету, без Сергия Радонежского и его обители могло и не состояться российское государство.

Новое государство, советское, превратило древний монастырь сначала в музей, затем — в парадную витрину дозволенного советского православия. Сегодня, когда главная патриаршая резиденция переместилась в московский Свято-Данилов монастырь, официоз — в храм Христа Спасителя, Лавра продолжает жить двойной жизнью — как центр духовный и центр туристический, сияющий с холма Маковец над Сергиево-Посадской городской агломерацией. Тучи раскормленных туристами голубей перелетают от Святых ворот на улицы постсоветского пост-Загорска.

Феномен нашего времени: духовные поиски больше не являются единственным мотивом для поездки в Лавру. Туристов с фотоаппаратами, но без веры, здесь не меньше, чем истово верующих паломников. Экскурсоводы стараются доступно изложить ключевые взаимосвязи — Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Ослябя и Пересвет, Иван Грозный, Борис Годунов, Петр Первый… — заставляя задуматься, что по значимости для российской истории с Лаврой может сравниться разве что Кремль.

Но, в отличие от Кремля, у Лавры есть сердце: маленький Свято-Троицкий собор, почти незаметный на фоне величественных сооружений поздних эпох. Весь монастырь вырос вокруг этой церкви, построенной на месте первой деревянной церквушки отшельника Варфоломея, будущего Сергия Радонежского. Здесь в серебряной раке покоится главная святыня обители: святые мощи преподобного Сергия. Первую роспись собора сделали иноки Андрей Рублев и Даниил Черный, а для первого на Руси высокого иконостаса Андрей Рублев написал свой главный шедевр — «Троицу».

Намоленные соборы, красота монастырского града и материальные воплощения духа истории — в «Доме Живоначальной Троицы» каждый найдет ответ на свои внутренние вопросы. Единственное, чего не стоит искать гостю в Троице-Сергиевой Лавре, — тишины и уединения.

Важно

Не забывайте правила: при посещении лавры женщинам настойчиво рекомендуется покрыть голову, надеть юбку ниже колен и одежду с длинными рукавами; мужчинам перед входом в храм снять головные уборы, забыть о шортах и майках.

Местные особенности

Паломнический центр Лавры располагается рядом со входом в надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Заведующий — игумен Мефодий (Ермаков). Телефоны Паломнического центра (только для заказа экскурсий): 4-57-21, московский телефон 721-26-77

Экскурсии по монастырю организуются ежедневно с 9.00 до 17.00. Экскурсии по ризнице необходимо предварительно заказать по тел. 4-57-21 на время 12.15, 12.30, 15.30 и 15.45.

Архитектурные объекты Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

1. Троицкий собор (1422)

2. Никоновская церковь (1623)

3. Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов (1476)

4. Успенский собор (1585)

5. Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и Больничные палаты (1635 — 1637)

6. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (1686 — 1692)

7. Надвратная церковь Рождества св. Иоанна Предтечи (1692 — 1699)

8. Михеевская церковь (1734)

9. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (1746 — 1753)

10. Успенский кладезь с часовней (1644 — конец XVII века)

11. Колокольня (1741 — 1768)

12. Усыпальница Годуновых (1782)

13. Обелиск (1792)

14. Сень над крестом (1872)

15. Митрополичьи покои (1778)

16. Ризница (1782)

17. Казначейский корпус братских келий (1743 — 1745)

18. Варваринский корпус братских келий (XVI — XX века)

19. Предтеченский корпус братских келий (1640)

20. Экономский корпус (XVII — XIX века)

21. Успенский корпус келлий (XVII век — 1816)

22. Инспекторский корпус (XVII век — 1816)

23. Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери (1686 — 1692, 1870)

24. Классный корпус МДА (1839 — 1884)

25. Библиотечный корпус МДА (1876)

26. Больничный корпус МДА (1835 — 1884)

27. Святые ворота (XVI — XIX века)

28. Пятницкая башня (1640)

29. Луковая башня (XVI — XVIII века)

30. Водяные ворота (XVI — XVIII века)

31. Водяная башня (XVII век)

32. Пивная башня (XVI — XVII века)

33. Келарская башня (1643)

34. Гостиные (Келарские) палаты (1643)

35. Плотничья башня (XVII в.)

36. Каличья башня (1759 — 1772)

37. Звонковая башня (XVI — XVII века)

38. Уточья башня (XVII век)

39. Сушильная башня (XVI — XVII века)

40. Успенские ворота (2-я половина XVII века)

История, легенды и факты

В 1337 году Сергий Радонежский основал здесь православную обитель. Вместе со своими подвижниками возвел небольшую деревянную церковь Святой Троицы. Позже сюда стали приходить иноки — образовался монастырь. В разное время тут жили Никон Радонежский, Максим Грек, Епифаний Премудрый. Еще тогда в Лавре начала собираться библиотека рукописных и печатных книг.

Сохранился до наших дней схематичный план устройства монастыря: внутренний двор с церковью и трапезной, с четырёх сторон окруженный кельями. Первым игуменом был Митрофан, постригший будущего главу обители Сергия Радонежского в монахи.

В Троицком монастыре получил благословение на Куликовскую битву Дмитрий Донской и его войско. Вместе с воинами отправились на сражение и здешние монахи — Пересвет и Ослябя. Вошедшее в легенду начало Куликовской битвы: богатырь Пересвет сошёлся в поединке с монгольским силачом Челубеем, и оба погибли в этом бою…

Самым ранним строением монастыря считается белокаменный Троицкий собор, возведенный в 1422 году на месте деревянного храма. В 1408 году монастырь сожгли татары, и Никон — тогдашний настоятель — повелел строить новый собор из камня. Троицкий собор возводили сербские монахи, после сражения на Косовом поле нашедшие приют в обители.

Над иконостасом работали русские иконописцы Андрей Рублев, создавший здесь свою «Святую Троицу», и Даниил Черный.

В Троицком соборе лежат мощи Сергия Радонежского, поклониться которым ежедневно приходят сотни прихожан. С течением времени вокруг храма сформировался архитектурный ансамбль Лавры. Собор увековечил традиции московского зодчества XIV—XV столетий. Показательной стала и живописная многоярусная вершина храма.

Никоновская церковь, построенная в 1552 году, примыкает к Троицкому собору с юга. С этой же стороны — там, где по преданию была келья преподобного Сергия, пристроена Серапионовская палатка (1783 г.), возведенная над мощами Новгородского архиепископа Серапиона, скончавшегося в монастыре.

Духовский собор (или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) был воздвигнут на территории монастыря следующим, после Троицкого, в 1476 году. Он построен псковскими зодчими из кирпича и завершен синекупольной колокольней. У северной стены церкви покоятся мощи преподобного Максима Грека.

Самое значительное по масштабам — здание Успенского собора. Его возводили в течение 26 лет (1559 — 1585г.г.) по образцу одноименного храма Московского Кремля. За процессом стройки следил сам Иван Грозный. Художественные работы в соборе велись уже по указанию его сына — Федора Иоанновича. Он и его супруга — Ирина Федоровна Годунова — не имели детей и надеялись, что, одарив храм, заслужат милость бога.

Иконостас вместе с другими мастерами расписывал московский художник на царской службе, Симон Ушаков, а фрески выполнял выдающийся живописец Древней Руси Дмитрий Григорьев.

С северо-западной стороны к собору примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи. Над ними в 1780 году была сооружена шатровая палатка, но до наших дней она не сохранилась.

К юго-западу от храма — Надкладезная часовня конца XVII века. Ее архитектуру специалисты относят к нарышкинскому стилю — так называют начальный этап развития русского барокко.

К памятникам церковного зодчества XVIII века принадлежит Михеевская (1734) и Смоленская (1746–1753) церкви, а также пятиярусная колокольня (1741–1770) — самая высокая в России, 88,5 метра.

За алтарем Успенского собора с северной стороны погребен писатель и общественный деятель Иван Сергеевич Аксаков (1886). Кроме того, в Лавре захоронены представители знатных русских родов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские… На кладбище Черниговского скита погребены К.Н.Леонтьев, В.В.Розанов и другие известные деятели русской культуры.

Со временем Троицкая обитель стала духовным центром Московских земель, опорой московских князей, и нередко играла заметную роль в политической жизни страны. Неоднократно Троицкий монастырь осаждали неприятели, но вражеская нога ни разу так и не ступила на святую землю. В XV веке монастырская территория была обнесена белокаменной стеной протяженностью 1284 метра.

Обитель выдержала осаду польско-литовских интервентов в 1608–1610 годах, хотя численность наступающих превосходила численность осажденных в 10 раз! Как гласит предание, дух монахов поддерживали чудесные явления преподобного Сергия Радонежского. Так монастырь продержался целых 16 месяцев, а после отступления врага стал одним из оплотов второго ополчения Минина и Пожарского.

Во время Стрелецкого бунта в Троицкой обители было убежище царевны Софьи Алексеевны, а также царевичей Ивана и Петра. В 1689 году здесь же укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I.

В 1744 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус Лавры. С приходом советской власти обитель закрыли. В зданиях разместился историко-художественный музей. Возрождение Лавры началось в Великую Субботу 1946 года, когда вновь заговорившие колокола воззвали на богослужение в Успенском соборе. В его стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили Поместные Соборы.

С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия. Это старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. После пожара Москвы 1812 года Духовную академию перевели в Лавру.

В ведомстве лавры находится церковь Святой Троицы, которая служит Патриаршим подворьем обители. Интересно, что эта церковь находится на острове Ватерлоо (Южные Шетландские острова) в Антарктике, недалеко от российской полярной станции «Беллинсгаузен». Церковь Святой Троицы считается самым южным православным храмом в мире.

В 1814 году, после московского пожара, в Троице-Сергиеву лавру была переведена Духовная академия, бывшая Славяно-греко-латинская — первое высшее учебное заведение России. Она была закрыта после Октябрьской революции и возродилась в 1944 как Православный богословский институт и Высшие богословско-пасторские курсы при нем. В 1946-м институт был преобразован в Духовную академию и семинарию, которые с 1949-го разместились во вновь открытой Троице-Сергиевой лавре. Гуманитарное образование, которое получали студенты академии, отличалось от стандартного советского в лучшую сторону и очень ценилось. А далекие от церкви романтические девушки рассматривали поездку в Загорск как возможность встретить жениха из числа духовных студентов.

В настоящее время в семинарии пятилетняя система обучения, в академии — трехлетняя. Студенты выбирают специализацию и учатся на одном из четырех отделений: библейском, богословском, церковно-историческом или церковно-практическом. Есть возможность учиться заочно. Действуют Регентская и Иконописная школы и Высшие богословские курсы.

В Троице-Сергиевой лавре похоронены писатель Иван Аксаков, философ Константин Леонтьев (принявший здесь постриг под именем Льва), писатель и философ Василий Розанов. Тут же находится усыпальница семьи Годуновых.

Источник: strana.ru